Суицид является одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков. Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким образом против бездушия, безразличия и жестокости взрослых. Психология самоубийства - это, прежде всего, психология безнадёжности, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир, утрата смысла жизни. Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается естественным возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом временного видоизменения характера и встречается почти у четверти здоровых подростков. Информация к размышлению… По статистике большинство суицидальных попыток приходится на подростков и молодых людей до 25 лет. Завершённый суицид обычно бывает спровоцирован ситуацией, когда человеку трудно (и субъективно кажется, что и вовсе невозможно) выйти за рамки опостылевшей реальности. На самом деле, способов изменить свою жизнь всегда множество, но люди с отсутствием собственного опыта просто не видят иного исхода. Большинство из погибших не страдало никакими физическими заболеваниями, и спасти их было очень просто - вовремя обратить внимание и подсказать другой способ изменить свою жизнь. Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков. - Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. - Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. - Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи - Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения. - Боязнь позора, насмешек или унижения. - Страх наказания, нежелание извиниться. - Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. - Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство. - Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. - Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов. Признаки, по которым можно распознать подростка, намеревающегося совершить суицид. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку. Нередко это носит форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде.
Разумеется, это не портрет будущего самоубийцы, а всего лишь признаки, на которые стоит обратить внимание. В любом случае такое поведение - сигнал о том, что у подростка резко меняются жизненные ориентиры и взрослым надо уделять ему больше внимания. Правила общения с подростком, проявившим суицидальные наклонности. Как свидетельствует статистика, количество суицидов среди детей и подростков в последнее время увеличилось. И причина не только в воздействии внешних стрессов. В большинстве это личные проблемы: мало друзей, неудачи, дань моде, «заражение» представлениями авторитетных для них сверстников и т. д. Дети и подростки с такими наклонностями чувствуют себя обделенными, нелюбимыми, испытывают неоднозначные чувства к родителям. Они тревожны, у них часто меняется настроение, причем преобладает плохое. Они не верят в свои силы и в возможность что-то изменить. Им кажется, смерть избавит от невыносимой обстановки, поможет наказать родителей, отомстить и т. д. Они полагают, что смерть — явление временное. Чтобы помочь ребенку выйти из него, надо умерить его самокритичное отношение к себе («я плохой», «все у меня плохо», «все люди ко мне относятся плохо» и т. д.). Родителям необходимо выяснить, какие из убеждений ребенка заставляют его отрицательно воспринимать себя, постараться помочь увидеть в себе позитивные стороны, обучить методам коммуникации... Словом, поднять его самооценку. При этом ни в коем случае нельзя ограничивать выражение негативных чувств ребенка, ведь сдерживающаяся внутри агрессия может легко перейти в аутоагрессию, то есть направиться на самого себя. Вот несколько правил обхождения с детьми и подростками, проявившими суицидальные наклонности: Открытое обсуждение проблемы. Оно снимает тревожность: беседа не может спровоцировать самоубийство, тогда как избегание темы увеличивает риск.
Очень важно родителям знать и то, что воспитательные и психотерапевтические воздействия могут оказаться недостаточными, поэтому не пренебрегайте и помощью психиатра.
|
|